Это продолжение основных блоков моего учения |
Статья вторая. Типы деятельности Использование нашей базовой схемы позволяет типологически развернуть любую значимую ее часть. Начнем с центра, в котором у нас находится сама деятельность. Деятельность есть единственный способ существования человека. В любом варианте это насилие, но «насилие» довольно условное: вне деятельности человека просто нет, есть животное, биоид. Кстати, самодеятельность, судя по всему, есть фикция: ни ставить себе цели, ни мотивировать самого себя человек не может (в конечном итоге источник целей - ноосфера, мотивов - ментосфера). Но некоторая степень свободы выбора целей и мотивов у человека все же есть, и она гораздо выше, чем у животных с условно-безусловно рефлекторной регуляцией поведения. Эту свободу выбора обеспечивает развитие у человека интеллектуальной рефлексии и понимания. С помощью этих интеллектуальных операций в развитом состоянии человек наиболее точно отвечает своему предназначению, миссии. Миссия связывает возможности тела, психики и воли человека с набором необходимых «мест» в обществе. А места эти задаются на самом верхнем уровне типами деятельности. Типы деятельности, к которым человек может быть приобщен, в которые он может быть включён, исходят из нашей базовой схемы. Поставив себя в центр этой модели, и поворачиваясь в разные стороны, мы будем видеть следующие типы: 1) Деятельность, связанная с ноосферой - это познание, исследование, научная деятельность. Ее признак - все рациональное. Ее языки - вербальные (слово и число). Она использует знаки-символы, она порождает семиотические машины. Ее продукты - идеальные модели. В психике человека это феномен сознания (противоположностью которого является бессознательное). Сознание использует 4-5% возможностей мозга. Это деятельность, в которой человек связывается с мышлением. Принципиально важно, что ноосфера существует помимо человека. И потому предполагать наличие у человека некоторого отдельного от ноосферы личностного мышления - это, скорее всего, заблуждение Просвещения. Обратная точка зрения - мышление может быть «посажено» на человека, но оно всегда и только групповое. 2) Деятельность, связанная с ментосферой - это искусство, эстетическая деятельность. Упрощенно говоря, искусство есть канал, благодаря которому существует психика общества. Посредством искусства психика человека включается в сеть всех людей и тем самым поддерживает существование сетевого организма - общества. Искусство использует все невербальные языки и воздействует на бессознательную часть психики человека, что составляет около 95% наших психических ресурсов. Продукты искусства - имиджи, образы. Высший уровень ментальных имиджей - картина мира. Отсюда менталитет - это актуально действующий кластер имиджей, управляющих поведением человека. Управление здесь происходит посредством задания ценностей, мотивирования. Искусство воздействует на душу человека (психика и чувственная сфера). Но целью этого воздействия является программирование его воли. Ментосфера программирует волю «естественным» способом, современные ментальные машины общества (религия, политика, брендинг) делают это искусственно (опосредованы рационально). Искусство, положенное на современную техническую основу, привело к появлению в ХХ веке нового феномена - это «средства массовых коммуникаций», СМК. Но масс-медиа не являются чем-то принципиально иным или новым, это технический усилитель все той же эстетической деятельности, производящей потоки имиджей. Благодаря масс-медиа в ХХ веке резко увеличились возможности ментальных машин, что сразу же привело к феноменам Сталина и Гитлера - первым сильнодействующим политическим проектам. На этом построена ментальная машина мировой «экспансии американского образа жизни» - послевоенный проект непрямого политического управления. На этом построен пиар, брендинг и вся современная западная экономика, в которой «нематериальные активы» достигают 75 % стоимости фирм - такова цена бренда, за которую мы доплачиваем каждой покупкой. В духовном мире работа с сознанием и бессознательным - это работа с одним и тем же феноменом. Поэтому обозначенные деятельности - наука и искусство - образуют пару по принципу дополнительности. Эта дополнительность проявлена в функциональной асимметрии мозга. 3) Деятельность, связанная с культурой, по отношению к человеку оборачивается как педагогическая деятельность. Культура выполняет четыре функции, и они хорошо известны. Она накапливает, сохраняет и транслирует образцы и нормы деятельности (всех типов). Что касается отражения и преобразования, как функций культуры, то это задача других типов деятельности. Вся сохранившаяся культура человечества имеет гигантский объем. Но сложенные в хранилище, это те же недоступные сокровища пещеры Али Бабы. И хотя в обозримом будущем это все будет в интернете, в современности действует только актуальная часть - арсенал культуры. Задача педагогической деятельности состоит в определении состава актуальной культуры и трансляции этого набора в людей. Задача педагогической деятельности - создание готовности человека к любой деятельности. За счет трансляции знаний (компетенций), записи установок (ценностного программирования) и дрессировки умений (посадки технологий). Продукт педагогики - культура личности, соответствующая актуальной культуре общества. Итого педагогика - это социальное производство людей. 4) Деятельность, связанная с общественными машинами - управленческая деятельность. Управленец, (лицо, принимающее решение) - это особое место в общественных машинах. Задача этого места состоит в том, что держать цель организации. И при помощи управленческих операций рулить этой машиной по направления к этой цели. Образ водителя здесь самый подходящий и психологи советуют перед выбором руководителя понаблюдать - как он водит машину, так он и руководить будет. Педагогика и управление образуют пару по принципу дополнительности. Педагогика создает готовность к деятельности, управление актуализирует эту готовность. 5) Деятельность, связанная с природой, обращенная на природу, интересует нас не сама по себе, а как источник двух социумов - технического и человеческого. Поэтому в основании общества лежит производство людей и производство вещей. Понятно, что в первую очередь в связи с людьми выделяется материальная преобразовательная деятельность. Но у нее есть и обратная сторона - нельзя бесконечно и без последствий брать материал природы: возникают экологические проблемы и необходимость экологической деятельности. Поэтому встает вопрос об автотрофности человечества, создании замкнутого цикла для нашей жизнедеятельности, который существовал бы параллельно и независимо от природы. Пока же производство и экология образуют пару по принципу дополнительности. Это единая деятельность материального преобразования, создающая из природного материала техносферу. Что касается производства людей, в данном случае их тел, то этот механизм упорно считают естественным, т.е. природным. Но уже в военных поселения крепостных времен Николая Первого был установлен жесткий план по рождаемости. И тоталитарные режимы всегда, а особенно в ХХ веке, стремились управлять этим типом производства. Демографическая яма, в которой мы уже находимся - это свидетельство принятия демократической идеи о неуправляемом характере этого процесса. Игнорирование данного типа деятельности как особой и управляемой деятельности, как видите, чревато. Старение нации происходит во всех развитых демократиях, и что в результате: во Франции и Германии постоянно увеличивается количество выходцев с Востока и Юга. Вместо воспроизводства человеческий ресурс пополняется иммиграцией. Но сводить демографическую управляемость к тоталитаризму, а неуправляемость к либерально-демократическим методам мы не станем. Это полемическое упрощение. Тем не менее, дилемма существует. Если есть деятельность, то есть и ее цели, а цели у ноосферы. Население Земли растет, следовательно цели расширенного воспроизводства человеческого социума реализуются. Не обязательно же это должно управляться только на уровне государства. Почему этот вопрос так важен? Потому, что в человечестве накопилась диспропорция в концентрации достижений технического плана и благосостояния у очень малого процента населения Земли. И наоборот, избыточный человеческий ресурс, перенаселенность и низкий уровень жизни на другом полюсе. Это либо станет осознанной глобальной проблемой для человечества в нашем веке, либо приведет к невиданному ранее демографическому катаклизму. Отметим, что контур «биосфера - люди - ментосфера - культура» достаточно автономен. Благодаря ему, существовала вся первобытность, а это большая часть человеческой истории. Отсюда родом семья, мафия, и остатком этой первоначальной автономной системы является «гражданское общество». Хочется назвать этот контур естественным, но он таким был до появления второго контура, подчинивших его себе машин всех четырех типов. Теперь мы имеем искусственно-естественную популяционную систему под названием «общество». |
|
|